Национальный Банк Казахстана прекратил поддержку курса тенге

0
2 628 просмотров

В прошлый четверг Национальный Банк Казахстана прекратил поддержку курса тенге в рамках действовавшего официального коридора 170-198 тенге за доллар. Правительство и НБК опубликовали совместное заявление, в котором сообщили о переходе к политике инфляционного таргетирования и свободному курсообразованию. Уже на следующее утро казахстанская валюта потеряла 27% к доллару США, снизившись до 257 тенге за доллар. Девальвации предшествовали многочисленные заявления руководства страны о недопустимости резкого ослабления тенге и приверженности протекционистской курсовой политике. Однако резкое усиление давления со стороны внешних факторов не позволило выполнить популистские обещания.

Фундаментально тенге был переоценен со второй половины прошлого года, но в последние 3 месяца ситуация значительно осложнилась. Энергоносители остаются основой казахстанского экспорта, занимая более 75% в структуре поставок за рубеж. В июне-августе цена на нефть упала почти на 30%, что привело к ускоренному сокращению стоимостных объемов экспорта, -43,3%гг в первом полугодии. Снижение нефтяных котировок ослабило российский рубль, который за аналогичный период потерял 25%. Давление дешевого импорта усилилось, существенно снижая конкурентоспособность казахстанских производителей. В таких условиях сохранение переоцененного тенге наносило серьезный урон как реальному сектору экономики, так и государственным финансам.

Не отрицая правильности и неизбежности принятого решения, мы видим и сопутствующие риски. Во-первых, девальвация приведет к ускорению инфляции. Эффект будет длительным и ослабнет лишь к концу года. По нашим оценкам, падение тенге может добавить в месячный рост цен около 7пп в течение следующего полугода. Мы ожидаем ускорения годовой инфляции до отметки 10-10,5%гг на конец 2015г и её пика около 11,5%гг во втором квартале 2016г. В дальнейшем эффект базы позволит быстро снизить темпы роста цен до 4,5-5%гг на конец 2016г.

Во-вторых, резкое ослабление тенге и сопутствующее ускорение инфляции приведут к снижению реальных доходов населения. Потребительский спрос будет сжиматься, ограничивая возможность экспансии внутренней торговли, рост которой уже существенно замедлился — 3,3%гг в июле, против двухзначных темпов роста годом ранее. Стоит отметить, что население всегда несет главное бремя падения национальной валюты. Однако для Казахстана характерна высокая степень лояльности к властям, что вместе с жесткими административными мерами ограничит протестную активность населения.

В-третьих, больнее всего девальвация отразится на банковской системе. Переоценка валютных обязательств приведет к неминуемому росту активов банков и ухудшению их качества. Даже без учета дополнительных отчислений в резервы 10-ти процентное ослабление тенге снижает коэффициент достаточности капитала банковской системы на 0,6 п.п. На текущий момент показатель составляет 14,4%, то есть девальвация может снизить достаточность капитала к самой границе регуляторного минимума — 12%. Дополнительную проблему окажет неминуемый рост просрочки по валютным обязательствам. В структуре выданных кредитов на долю валютных займов приходится около 24%. Вероятные сложности с обслуживанием этой части кредитного портфеля заставят банки увеличивать объемы резервирования, что также окажет давление на уровень достаточности капитала всей системы.

Но негативные последствия не могут заслонить главного выигрыша, полученного от либерализации валютного рынка. Экономика сможет легче адаптироваться к возникающим внешним шокам и быстрее приспосабливаться к новым условиям. Ослабление тенге повысит конкурентоспособность внутренних производителей и снизит давление на государственные финансы. Однако мы сомневаемся в полной приверженности регулятора объявленным целям. Вероятнее всего НБК сохранит присутствие на рынке и продолжит сглаживать резкие колебания курса, препятствуя излишнему ослаблению казахстанской валюты. Уже в краткосрочной перспективе мы ожидаем увеличения волатильности пары USD/KZT как ответ на новые правила игры. По нашим оценкам к концу года курс, вероятно, стабилизируется на уровне 220-230 тенге за доллар, при росте цен на нефть до $50-55/барр.

Нет комментариев

Также рекомендуем

Чаро тарифҳои 13 сол тағйирнаёфтаи «IRS» 7 фоиз афзуданд?

Тавре қаблан хабар додем, шурӯъ аз 1 январи соли 2022 тарифҳои тағйирёфтаи гузариш аз плазаҳои толлингии роҳи автомобилгарди «Душанбе—Чаноқ» мавриди истифода қарор мегиранд. Собиқ Вазири нақлиёти мамлакат, ҳоло муовини директори «IRS»  оид ба нигоҳдории роҳ Худоёр Худоёрзода  дар суҳбат бо хабарнигори АМИТ «Ховар» бо 25 далели асоснок  зарурати ...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: