Устойчивое и гармоничное развитие человечества и природы

0
6 975 просмотров
1675ru

Марк Аврелий

«Каждый человек ценен ровно настолько, сколько стоит это о чем она заботится.»  Марк Аврелий

cynic_1

Диоген-киником

Проблема гармоничного развития человечества как части биосферы в среде масс давнюю историю. С древних времен философы одной из главных проблем рассматривали место человечества в природе. Диоген-киником (400-325 pp. До н.э.) призывал к ограничению потребления, к сближению человека с природой. В противоположной части мира — Китае — аналогичного мнения придерживался Ван Чун

Ван Чун

Ван Чун

(27-104 pp.), Который отстаивал постулат «Человек — часть природы».

 

Gol-bah-Pol-Anri-300x300

Поль Гольбах

Еще до начала индустриальной революции появились предостережения относительно негативных последствий антропогенного воздействия на природу относительно самого человека. Поль Гольбах (1723-1789 pp., Франция) в книге «Система природы» заметил, что человек — это часть природы, подчинена ее законам. Пренебрежение ним привело род человеческий к тому, что он стал жертвой выбранной системы управления.

frk-_-0017

Книга Георга Марша (1866)

В 1864 году в США вышла в свет книга Георга Марша «Человек и природа, или О влиянии человека на изменения физико-географических условий природы», в которой указано, что запланированные изменения в природе, которые происходят в результате человеческой деятельности, значительно меньше, чем непредвиденные негативные изменения. Известный французский естествоиспытатель Жан Лемарк (1744-1829 pp.)

Жан Лемарк

Жан Лемарк

По этому поводу высказался более резко: «… назначение человека заключается в том, чтобы уничтожить свой род, предварительно сделав земной шар непригодным для обитания».

 

Благодаря заботам ученых идея необходимости гармонизировать взаимоотношения между людьми и природой была положительно воспринята многими политиками и государственными деятелями. Официально она в документах ООН получила срок «устойчивого развития» («надежного развития»). Практические действия мировое сообщество начало применяемые ранее.

 

 

 

Вот некоторые главные международные соглашения на пути к устойчивому развитию:

 

1959 — Договор об Антарктиде;

1963 — Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой;

1971 — Программа ЮНЕСКО «Человек и биосфера»;

1975 — Конвенция о предотвращении загрязнений моря сбросами отходов и других материалов;

1977 — Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду;

1980 — Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния;

1986 — Протокол о сокращении выбросов серы на 30%;

1988 — Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой;

1988 — Декларация прав человека индивидов и народов;

1989 — Протокол об ограничении выбросов окислов азота или их трансграничных потоков;

1992 — Конвенция ООН о биологическом разнообразии;

1992 — Конвенция ООН об изменении климата;

1992 — Декларация Рио-92;

1992 — Повестка дня на XXI век.

Достижение такого этапа цивилизации предполагается через реализацию таких концептуальных положений как:

— Мир, развитие и охрана окружающей среды — взаимосвязаны и неотъемлемые;

— Право на развитие должно реализовываться с учетом того, что это будет отвечать потребностям развития и природоохранным мероприятиям следующих поколений;

— Все государства и все люди сотрудничают в направлении искоренения бедности, этой обязательном условии постоянного развития, стремятся уменьшить разницу в уровнях жизни и лучше удовлетворять потребности большинства населения планеты;

— Международные действия в области охраны природы и развития должны отвечать интересам и потребностям всех стран. Специальной приоритетности нуждаются страны, которые развиваются, особенно наименее развитые и поэтому наиболее экологически уязвимые;

— Государства должны сотрудничать в духе глобального партнерства. Учитывая разницу взносов в глобальное ухудшение окружающей среды, государства несут общую, но дифференцированную ответственность;

— Природоохранные проблемы решаются лучше с участием всех заинтересованных граждан на соответствующем уровне;

— Государства вводят в действие эффективное природоохранное законодательство;

— Государства должны сотрудничать в создании международной экономической системы, ведет к экономическому росту и постоянного развития во всех странах;

— Органы государственной власти должны добиваться провозглашения интернационализации природоохранных средств и использования экономических рычагов, учитывая, что загрязнитель, в принципе, возмещает потери на устранение загрязнения;

— Творчество, идеалы и смелость молодежи мира должны быть мобилизованы на установление глобального партнерства для достижения постоянного развития и обеспечить лучшее будущее для всех


Устойчивое развитие — идеология гармоничного существования природы и человечества

Устойчивое_развитие

Современ­ная концепция дальнейшего развития человечества предполагает необходимость сохранения чёткого баланса:

между реальными объёмами природных ресурсов, которые можно без вреда изымать из природы, и потребностями человечества;

между возможностями удовлетворять нужды современного поколения, не ставя под угрозу способность будущих поко­лений удовлетворять свои потребности. 

Ключевым аспектом постоянного развития являются сохранение безопасной и здоровой окружающей среды, сба­лансирование использования энергии со способностью био­сферы к самовосстановлению (см. рис.). Прежде всего, необ­ходимо ограничить чрезмерное использование природных ресурсов планеты отдельными богатейшими странами. Конкретными направлениями являются, например, разработка способов ведения сельского хозяйства, которые не истощали бы почву, не ухудшали её качество; создание альтернативных существующим источников энергии, использование которых не загрязняло бы окружающую среду.

 246
Символическая идея устойчивого развития — равновесие трёх составляющих: здоровой среды, экономического роста и социальных гарантий

Глобальной проблемой человечества, которая в XXI в. вышла на первое место, стали взаимоотношения человека и природы. Без познания правил и законов жизни природы, без перехода промышленности и энергетики на экологиче­ски чистые безотходные технологии, без внедрения послед­них достижений биологической науки в сельское хозяйство и медицину дальнейшее существование современной цивилиза­ции невозможно.

 

comments-images-719«Комментарий от специалиста Парвиз Акилова»

Экологические проблемы не имеют границ. В частности, атмосферный воздух и вода, редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды диких животных свободно перемещаются через национальные границы и являются нашим общечеловеческим достоянием. Некоторые виды экологических преступлений интернациональны по своей сущности. Например, нарушение правил обращения через границу опасных отходов.

В различных странах законодательства довольно отличаются друг от друга, также, как и применяемые виды юридической ответственности за экологические правонарушения. Но в настоящее время отдельно взятое государство практически не в состоянии самостоятельно бороться с экологическими преступлениями в силу ряда объективных и субъективных причин (отсутствие материальных и технических средств, экологически чистых технологий, совершенного экологического законодательства и т.п.).

Для сохранения и улучшения экологической ситуации в мировом масштабе необходимо осуществлять тесное международное сотрудничество. В 90-е годы прошлого столетия международное сотрудничество в экологической области вышло на одно из ведущих мест.

Республика Таджикистан осуществляет международное сотрудничество в области охраны окружающей среды в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, и международными договорами в области охраны окружающей среды.

 

«Данная публикация подготовлена при поддержке Европейского Союза. Содержание данной публикации является предметом ответственности «Фарруха Файзуллоева» и не отражает точку зрения Европейского Союза»!

Нет комментариев

Также рекомендуем

Маслиҳат ба модарони ҷавон

Ин лаҳза бошад мехоҳем дар бораи нӯшобае, ки ба кӯдакони ширмак тавсия дода мешавад маълумот диҳем. Ҳануз аз қадим беморонро бо қиёми гиёҳҳо муолиҷа мекарданд. ...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: