Интересы ирригации и гидроэнергетики

0
5 973 просмотров
[vc_row][vc_column][vc_column_text][vc_row][vc_column][vc_button title=»Ecology» target=»_self» color=»btn-info» icon=»none» size=»wpb_regularsize» href=»http://tiroz.org/ecology/»][vc_column_text]

Конфликт интересов водопользователей в ЦАР и возможности его разрешения

Проблемы использования и охраны водных ресурсов вот уже несколько последних десятилетий становятся все более актуальными для многих стран мира.
Основными причинами такого положения стали экономическое развитие одних стран и отставание экономики других, сопровождаемые ростом численности населения и глобальными изменениями климата.
Особенно эти проблемы актуализировались в странах и регионах, традиционно ориентированных на орошаемое земледелие. Центральная Азия является одним из них – практически вся ее территория расположена в зоне аридного климата.
Появление орошаемого земледелия в Центральной Азии относится к VI-VII тыс. до н.э. С тех пор и вплоть до настоящего времени его роль постоянно повышалась, орошаемые площади увеличивались, методы орошения совершенствовались. К началу XX в. в регионе уже орошалось около 3,5 млн.га. Особенно интенсивно ирригация в регионе развивалась в советский период (в основном в 60-е — 90-е гг.). Происходящее в этот период можно назвать уникальным в мировой практике экспериментом по вмешательству в природу. В результате, к 90-м годам общая площадь орошаемых земель в регионе возросла до 8,8 млн.га.

площад орошаемых земель

В это же время активно развивалась и энергетика. По сути дела, начиная с 30-х годов XX в., в регионе была создана совершенно новая для него, современная базовая отрасль – электроэнергетика. Общая установленная мощность всех электростанций в регионе достигла к середине 90-х годов 37,8 млн.кВт

Общая установленная мощность всех электростанций
К сожалению, все эти впечатляющие результаты привели к таким же большим негативным последствиям. Резко возросла интенсивность про цессов нарушения экологического равновесия в регионе, особенно сильно проявившаяся в зоне Аральского моря, усилились засоление земель и их опустынивание, ухудшилось качество воды практически во всех источни ках. В результате, уже к 70-м годам прошлого века водные ресурсы бассейна р. Сырдарья оказались почти полностью исчерпанными, возник дефицит водных ресурсов. Практически всё это превратилось в глобальную экологическую проблему региона, а в отношении Аральского моря – экологическую катастрофу.
Самым простым и понятным объяснением сложившейся ситуации было бы то, если бы она явилась следствием каких-либо явных просчетов или ошибок. К сожалению, это не так. В период существования СССР схемы использования водных бассейнов разрабатывались и уточнялись многократно, с привлечением десятков проектных и на учно-исследовательских институтов, на научной базе. Экспертиза их проводилась на всех уровнях, как в центральных ведомствах, так и во всех республиках.
Оценкой качества этих работ может служить то, что их база водные балансы, используются до сих пор практически без серьёзных изменений.
Не была упущена в проблемах использования стока водных ре сурсов региона, и проблема самого Аральского моря. Разработчикам было ясно, что его объем будет резко уменьшен. Но было принято решение, обосновываемое экономически, – пожертвовать судоходством, рыбной и другими сопутствующими хозяйственными отраслями в пользу хлопководства. Был рассмотрен и вопрос соли при высыха нии Аральского моря; предполагалось, что она будет отходить вместе с водой.

Сравнительная карта Аральского моря

Таким образом, проблема возникала не из-за того, что ей не уделялось достаточно внимания. Просто она была очень сложной, связана со слишком глубокими и резкими изменениями во всех отраслях социально-экономической жизни. И слишком велика была вера в воз можности и мощь человека в «борьбе с природой». В истории человечества мало подобных примеров. К тому же, всё это усугублялось де мографической ситуацией в регионе – резким ростом населения.
После приобретения в 1991 г. республиками Центральной Азии
независимости и государственного суверенитета ситуация с использованием водно-энергетических ресурсов в регионе ещё больше осложнилась. К существовавшим в советский период проблемам добавились новые. Это принципиально изменило саму логику хозяйствования, критерии принятия экономических решений в регионе, так как изменилось само пространство, на котором они принимались.
В результате резко осложнилась ситуация как в самих секторах ирригации и гидроэнергетики, так и между ними. Возник конфликт интересов, имеющий межгосударственный характер, и нарушилась существовавшая ранее система управления всем водно-энергетическим комплексом региона. В итоге страны нижнего течения стали систематически испытывать дефицит воды в вегетацию, страны зоны формирования стока – дефицит энергоресурсов. Это стало серьезным тормозом для экономического развития всех без исключения стран региона.

В бассейне Аральского моря, на территории которого расположены пять государств, водные ресурсы используются в основном для ирригации и гидроэнергетики.

бассейн аральского моря

Вопрос о регулировании речного стока и строительстве крупных водохранилищ в Центральной Азии возник еще в далеком  1950-х годах, именно в связи с  развитием орошаемого земледелия. Только с этого времени началось строительство таких крупных гидросооружений с водохранилищами большого объема как Кайраккумский и Нурекский в Таджикистане, Ток-тогульский в Киргизии, Тюямуюнский в Узбекистане. Такой режим водопользования реки, отвечает интересам ирригации, наибольшие расходы которой проходят летом, а наименьшие — зимой. Но и надо учесть потребности и условия гидроэнергетики.

   Ирригация и  Гидроэнергетика требуют разных режимов регулирования речного стока. В интересах гидроэнергетики — наибольшая выработка электроэнергии и, соответственно, использование большей части годового стока рек в зимний, наиболее холодный, период года. Для ирригации наибольший объем воды требуется летом, в вегетационный период. Регулирование речного стока при этом осуществляется крупными водохранилищами, входящими вместе с гидроэлектростанциями в состав гидроузлов комплексного назначения. При этом все наиболее крупные гидроэлектростанции построены в республиках зоны формирования стока в верхнем течении реки Сырдарья — в Киргизии и Таджикистане, а основные площади орошаемых земель расположены в республиках нижнего течения рек — Казахстане, Туркмении и Узбекистане.

В СССР вопросы использования водных ресурсов и связанного с этим регулирования речного стока решались административно-командным способом, исходя из общегосударственных интересов. Интересы конкретных отраслей и республик при этом имели подчиненное значение. После распада СССР и образования в Центральной Азии пяти независимых государств ситуация кардинально изменилась. Конфликт интересов гидроэнергетики и орошаемого земледелия проявился и приобрел межгосударственное значение.

20 сентября 1995 г. странами региона была подписана Нукусская декларация государств Центральной Азии и международных организаций по проблемам устойчивого развития бассейна Аральского моря. Согласно декларации, государства признают ранее подписанные и действующие соглашения, договоры и другие нормативные акты, регулирующие взаимоотношения между ними по водным ресурсам в бассейне Арала, и принимают их к неуклонному выполнению.

В 1998 г. для наиболее напряженного бассейна р. Сырдарьи государствами региона было подписано еще одно соглашение, более конкретно регламентирующее их отношения в области гидроэнергетики — Соглашение между правительствами республик Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан об использовании водно-энергетических ресурсов бассейна Сырдарьи.

Работа по развитию юридической базы взаимодействий между республиками региона продолжается. Сегодня рассматривается вопрос о создании в Центральной Азии Международного водно-энергетического консорциума. К сожалению, несмотря на все эти усилия, конфликт интересов гидроэнергетики и ирригации не ослабевает. При этом наибольшие упреки выдвигаются в адрес гидроэнергетики. Ошибочно даже утверждается, что режим речного стока, который наиболее благоприятен для ирригации, полностью соответствует естественному режиму рек, а регулирование стока производится исключительно в интересах гидроэнергетики. В результате создается впечатление, что конфликт между ирригацией и гидроэнергетикой заложен в самой природе этих отраслей, что он неизбежен. Для того, чтоб, у стран нижнего течения не формировалось отрицательное отношение к развитию гидроэнергетики стран верхнего течения, в которой они с разрывом единой энергетической системы сегодня крайне заинтересованы, надо искать компромисс водопользователей на примере мирового опыта —  другого пути решения вопроса нет и не будет.

[/vc_column_text][vc_column_text]

ВОДА – ЭТО ЖИЗНЬ

Сырдарья в створе Кайракумского гидроузла, расположена практически на границе зоны формирования стока, куда входят республики Киргизия и Таджикистан, и её зоны рассеивания, включающую Узбекистан и Казахстан. Без регулирования стока водохранилищами орошаемое земледелие будет иметь дефицит воды в течение 1.5 мес. самого важного для вегетации периода созревания растений, а потерянные для ирригации объемы воды будут составлять 22.5% общего объема годового стока.
Таким образом, выдвигаемые сегодня перед гидроэнергетикой и странами верхнего течения обвинения в «энергетическом эгоизме» и нарушении прав на воду других государств беспочвенны.

syrdaryo_кайраккумское водохранилище

Кайраккумское водохранилище

Нельзя также предъявить каких-либо серьезных обвинений и странам низовьев рек, где наиболее развита ирригация. Да и в принципе, поиск виновных в экономических и хозяйственных сферах — дело бесперспективное, более важно определить причины возникновения проблемы и найти ее решение.
Каковы же причины существующего сегодня в регионе конфликта ирригации и гидроэнергетики?
Первая причина — чрезмерное развитие в регионе орошаемого земледелия в 1960-х—1990-х гг., которое привело к жесткому требованию практически полного регулирования речного стока как в сезонном, так и в многолетнем разрезе и такого же полного его использования для орошаемого земледелия. Энергетика, имевшая в СССР для республик региона подчиненное значение, естественно, также работала в режиме полностью зарегулированного для ирригации стока. Кстати, именно этот подход привел к высыханию Аральского моря со всеми катастрофическими экологическими последствиями.


Вторая причина — разрыв хозяйственных и экономических связей между странами Центральной Азии после распада СССР. В советский период приоритет в использовании водных ресурсов отдавался орошаемому земледелию. Гидроэнергетика при этом работала в режиме, невыгодном для национальных интересов республик верхнего течения рек, но это практически не влияло на результаты ее работы. Гидроэнергетика этих республик была органической частью общей энергетической системы региона, в которой 80% производимой электроэнергии приходилось на тепловые станции. И пиковый режим работы гидроэнергетики с повышенной летом выработкой электроэнергии, не нужной национальным потребителям, и недовыработкой зимой — компенсировался тепловыми станциями за счет установления соответствующих графиков их работы и вывода в ремонт. В результате, в целом обеспечивался приемлемый режим работы гидроэнергетики стран верховья и объединенной энергосистемы Центральной Азии. Отношения между отдельными республиками региона в совместном использовании водно-энергетических ресурсов строились на основе обмена услуга — компенсация.


После распада СССР такая схема перестала действовать, это и привело к тому, что рассогласованность отраслевых интересов гидроэнергетики и ирригации поднялась до уровня межгосударственного конфликта. В какой-то мере смягчить его удалось путем заключения указанных межгосударственных соглашений, но они недостаточно хорошо выполняются. В результате, снижается как общерегиональный эффект деятельности водно-энергетического сектора Центральной Азии, так и его результативность на национальном уровне. Например, энергосистема Таджикистана из-за прекращения сезонного обмена электрической энергией с соседними государствами все последние 10 лет вынуждена осуществлять летом из Нурекского водохранилища холостые попуски воды (мимо гидротурбин) в ежегодном объеме, эквивалентом 1.5 млрд кВтч электроэнергии (10% общего годового производства). Конечно, это потеря не только для самого Таджикистана, но и для всего региона в целом.
Какими видятся возможности решения этой проблемы? Как ни парадоксально, но кардинальным разрешением конфликта между ирригацией и гидроэнергетикой является не ограничение деятельности какой-то одной из них или подчинение одной другой, а наоборот, наибольшее совместное их развитие путем строительства новых крупных ГЭС с водохранилищами большого объема. Для гидроэнергетики это означает увеличение производства дешевой и экологически чистой энергии, для ирригации — повышение глубины многолетнего запаса воды.

[/vc_column_text][vc_message color=»alert-info» style=»rounded»]каримов гафур-ихтиолог

«Комментарий от эксперта»-Каримов Гафур Набиевич — старший научный сотрудник Института зоологии и паразитологии Академии наук РТ, ихтиолог, биолог

Конфликт интересов энергетики, ирригации и природы в различных речных бассейнах мира имеет свою специфику и решается по-разному. Наличие мощных гидроэнергетических объектов в верховьях и больших площадей орошаемых земель в бассейнах крупных рек Центральной Азии обусловили необходимость поиска компромисса между интересами гидроэнергетики и ирригации. Проблема осложняется необходимостью одновременного соблюдения интересов природных комплексов в воде. Как возможное решение проблемы взаимоотношений между ирригационным и энергетическим секторами и ирригацией предложена была идея идея создания единого Международного водно-энергетического Консорциума (МВЭК).

В первую очередь, для обеспечения безопасности в регионе необходимо заняться мониторингом уровня воды в бассейне реки Сырдарья. Нужно срочно заняться очищением русла, берегоукреплением и освобождением водоохранных зон, заблаговременно готовиться к осеннему и весеннему поводкам, к пропуску дождевых и талых вод в максимально возможных объемах. Необходимо направить угрожающий безопасности региона объем воды на возрождение Аральского моря. Только все эти предупредительные мероприятия, и постоянная совместная систематическая работа ответственных государственных органов позволят обеспечить эффективное и рациональное использование воды из русла реки Сырдарья и обеспечить готовность к таким стихийным бедствиям, как паводки и маловодье.

Решение проблем в области управления и совместного использования водно-энергетических ресурсов трансграничных рек в целях ирригации для стран низовья и гидроэнергетики для стран зоны формирования стока бассейна Сырдарьи, возможно сегодня только путем проведения постоянного диалога. Это возможно проведением консультаций, переговоров и подписанием соответствующих соглашений, максимально учитывающих национальные интересы всех стран. Разработанные формы взаимодействия и подписанные соглашения должны способствовать интеграции экономик стран и решению важных социальных и экологических проблем региона.

[/vc_message][vc_column_text]

«Данная публикация/программа подготовлена при поддержке Европейского Союза. Содержание данной публикации является предметом ответственности «Тирози Чавони» и не отражает точку зрения Европейского Союза»!

[/vc_column_text][/vc_column][/vc_row]

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Нет комментариев

Также рекомендуем

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: