24 ноября традиционно отмечается День таджикского флага. Утверждению красно-бело-зеленого триколора в качестве государственного флага РТ исполняется 23 года.
Об истории таджикского флага «АП» попросила рассказать писателя, публициста Баротали Абдурахмона.
«Ковийские стяги»
История флага начинается с древнейших времён, — начал свой рассказ Баротали Абдурахмон. — Изначально первыми знаменами следует считать полотнища, на которых были изображены различные геральдические знаки, которые выражали отношение людей к определенному сообществу.
По словам писателя, история флага РТ берет начало от истории древних ариев, и самые ранние упоминания об использовании знамен сохранились в «Авесте» — откровении, полученном Заратуштрой от Ахурамазды и собранном его царственным покровителем Кави Виштаспой. Например, в первой главе «Видевдата» (одна из частей «Авесты») Бактрия характеризуется как «прекрасная, с высоко поднятыми знамёнами». В других частях «Авесты» несколько раз упоминаются развевающиеся на ветру „бычьи знамёна“ (т.е. бунчуки из конских или бычьих хвостов). Упомянутые в «Авесте» знамёна близки к «Ковийским стягам» — «Дирафши Ковиёни».
Б. Абдурахмон указал, что в современном таджикском языке понятия «флаг» и «знамя» обозначаются словами «парчам», «ливо» и «дирафш». Ученый рассказал, что, по древней легенде, приведённой в «Шахнаме» Абулькасима Фирдоуси, правление узурпатора Заххака было жестоким. Каждый день по приказу царя в стране убивали двоих юношей, чтобы готовить из их мозгов пищу для змей, выросших из его плеч. Кузнец Кова, 17 сыновей которого были убиты для прокорма змей, поднял народ против Заххака. Кова прикрепил свой кузнечный фартук к древку копья и под этим знаменем привел повстанцев к Фаридуну, законному наследнику царей из рода Пешдадидов, первой из семнадцати династий мифических царей Ирана. Фаридун украсил полотнище золотой четырёхконечной звездой, драгоценными камнями и лентами красного, жёлтого и фиолетового цветов и назвал его знаменем Ковы — «Дирафши Ковиёни». «Дирафш» в значении флага более пятисот раз упоминается в «Шахнаме», а «парчам» упоминается как окаймление флага.
— Согласно преданию, — рассказывает публицист, — Фаридун поделил царство между тремя своими сыновьями. Старшему, Салму, достались земли на востоке, среднему сыну, Туру — северные земли, названные Тураном, а младшему, Эраджу — Иран. Тур и Салм предательски убивают Эраджа. Так произошел раздел государства Фаридуна на Иран и Туран. У каждого из них появилась своя символика: символом Ирана стало солнце, символом Турана – полумесяц. «Дирафши Ковиёни» стал знаменем потомков Эраджа — Кайянидов — второй династии мифических царей Ирана, а впоследствии — государственным флагом Ирана при династиях Аршакидов (250 — 224 гг. до н.э.) и Сасанидов (224 — 651 гг.).
Собеседник подчеркнул, что традиция использования авестийских стягов по типу Знамени Ковы была продолжена и в Ахеменидской империи (558—330 гг. до н.э.). Символ империи Ахеменидов, которая прекратила существование в 330 году до н.э. под ударами армии А.Македонского, в различных источниках описывается как «золотая птица с человеческой головой».
— Символическая роль золота как солнечного металла, в то время как серебро соотносится с Луной, отчётливо прослеживается в древнеиранской культуре, — говорит Б.Абдурахмон. — Символика металлов была связана с делением общества у всех иранских народов на три сословия: воинов (ему соответствовали золото и красный цвет), жрецов (серебро и желтый, а затем белый цвет) и свободных земледельцев и скотоводов (соответствовал голубой, а впоследствии зеленый цвет).
Дороже золота
Б. Абдурахмон напомнил, что парфянская династия Аршакидов (250 г. до н.э. — 224 г. до н.э.), освободившая Иран от греко-македонской династии Селевкидов, с самого начала провозглашает связь своего рода с легендарными царями — авестийскими героями, — о чём свидетельствует имя их божественного предка — Кави Аршана. Штандарт Аршакидов представлял собой прикреплённое к древку копья квадратное кожаное полотнище, на котором была изображена четырёхконечная звезда. Древко штандарта венчала фигура золотой птицы с распростёртыми крыльями и с человеческой головой. Золотой орёл был заимствован из штандарта Ахеменидов, а остальное — из «Дирафши Ковиёни».
— Сменившая Аршакидов персидская династия Сасанидов (224 — 651 гг.) также возводила свой род к ахеменидским царям, — рассказывает далее писатель. — «Дирафши Ковиёни» в эпоху Сасанидов представлял собой четырехугольное полотнище с четырёхконечной звездой, укрепленное на древке, увенчанном позолоченной птицей с распростертыми крыльями, держащей в каждой лапе по золотому шару. На сасанидских коронах присутствовали изображения священных животных зороастризма — символов авестийских божеств: Ахурамазды, Митры, Анахиты и Веретрагна. Еще одним из таких символов был полумесяц, который изображался на коронах сасанидских шахиншахов как центральная эмблема. «Дирафши Ковиёни» переходил от поколения к поколению, от династии к династии. После арабского завоевания полумесяц был заимствован последующими халифами и мусульманскими правителями, в том числе османскими султанами, из-за чего полумесяц в Азии постепенно стал восприниматься как символ ислама.
По словам собеседника, о важности флага в ту эпоху говорит тот факт, что согласно арабским историкам в качестве трофея арабам в качестве военного трофея достался замечательный по художественному исполнению и сплошь затканный драгоценными камнями огромный царский ковер под названием «Бахористон», покрывавший пол приемного зала в Ктесифонском дворце. Этот ковер смогли перевезти 20 верблюдов. По прибытии в Мекку военачальники доложили, что Сасаниды при отступлении оставили столь драгоценный ковер, но забрали с собой свои знамена. В «Истории» Табари приводится, что один лишь кусок, доставшийся Али ибн Абу Талибу, был оценен в расходы одной войны. В других источниках он оценивается в 20 тысяч динаров.
Преемственность
Нынешний флаг Таджикистана, принятый 24 ноября 1992 года, представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из трёх горизонтально расположенных цветных полос: верхняя – красного цвета, средняя — белого и нижняя — зелёного. На белой полосе, составляющей полторы ширины цветных полос, на расстоянии половины длины полотнищ от древка изображены золотом стилизованная корона с полукругом из семи звёзд над ней. «Дирафши Ковиёни» также изображён в центре штандарта Президента РТ как символ долговечности и исторической преемственности национальной государственности таджикского народа.
— Можно перечислить множество ярких событий в истории нынешнего таджикского флага, резюмирует Б.Абдурахмон. — Например, в 2011 году, на торжественной церемонии, посвященной 20-летию независимости страны, государственный флаг размером 60х30 метров был вознесён на флагшток высотой 165 метров — тогда самый высокий в мире. Множество раз наш таджикский флаг поднимался в честь достижений наших спортсменов на соревнованиях различного уровня. Так что история таджикского флага, уходящая корнями в седую древность, продолжается… 24 ноября он переступит новый временной порог своего взросления. Хочу пожелать ему новых высот, а народу Таджикистана — благоденствия и процветания!
Между тем
Мы узнали, что на днях Баротали Абдурахмон отметил свое 68-летие. Пользуясь случаем, редакция «АП» поздравляет Баротали Абдурахмона с днем рождения и желает ему здоровья, благополучия и всех благ.
Источник: http://news.tj/
Нет комментариев