Экофеминизм вводит проблематику пола/гендера в экологию: он основывается на утверждении, что потребительское отношение к природе и притеснение женщин в культуре тесно взаимосвязаны. Экофеминизм подчеркивает богатство отношений женщин как к природе, так и к обществу, поэтому он приобрёл распространение в самых различных областях знания и в различных контекстах: от экономики до спиритуализма, от прав животных до прав человека. Экофеминистки рассматривают женщин в качестве силы, играющей ключевую роль в переходе к стабильному миру.
Размеры и влияние экофеминизма зависят от того, как широко его толковать. Узкое определение охватывает тех женщин (и мужчин), которые открыто идентифицируют себя как экофеминисты. Многие из них являются учеными, стремящимися утвердить его и как вид научной деятельности, и как движение. Широкое определение экофеминизма включает всех женщин (и мужчин), которые проводят кампании по вопросам окружающей среды, даже если феминистские или экофеминистские убеждения ими специально не подчеркиваются.
[/vc_column_text][vc_column_text]
Возникновение и теоретические источники современного экофеминизма
Экофеминизм как идеологическое движение и теоретическое направление в экологии возник в начале 70-х годов сначала во Франции и США, а затем во многих других странах. Согласно экофеминизму, деградация природы предопределены тем, что цивилизованная мысль склонна во всём замечать принадлежность либо к разуму и духу, абстрактному мышлению, научному методу, технологии, контролю, либо к природе, телу, репродуктивности, интуиции. С делением на эти иерархические оппозиции связывается вся динамика западного патриархата как главного источника экологических разрушений.
В 1974 французская исследовательница Дюбон (именно с её именем связывается появление самого слова «экофеминизм») призвала женщин к экологической революции во имя спасения жизни на земле. Она попыталась доказать, что мужской контроль над производством и женщиной приводит к двойному кризису: во-первых, к разрушению окружающей среды посредством сверхприбыльного производства, и, во-вторых, к демографическому кризису посредством искусственного манипулирования процессом рождаемости. Очевиден факт влияния Дюбон на все последующее развитие экофеминизма. Она коснулась ряда вопросов, которые стали центральными для экофеминистского движения: кризис современности как экологический счет, предъявленный прогрессу; критика (западной) патриархатной системы как причины этого кризиса; призыв к женщинам и мужчинам, разделяющим идеи экофеминизма, добиваться социальных и экологических изменений.
В частности, экофеминизм соединил воедино элементы феминистского движения и движения зеленых, вдохнув новые силы в каждое из них. Он взял от зеленых заботу о последствиях человеческих действий в природном мире, а от феминизма — критику гендерной асимметрии в обществе. Если философию феминизма характеризуют как ориентированную на практику9, то в еще большей степени это касается экофеминизма.
Представители движения зеленых, в свою очередь, делятся на тех, кто признает, что общество, используя свою технологическую и техническую изобретательность, способно преодолеть экологические проблемы или адаптироваться к ним (light ecology), и тех, кто считает, что человечеству необходимо фундаментально переосмыслить свое отношение к природному миру (deep ecology).
Исходным теоретическим делением в экофеминизме — как и в гендерных исследованиях вообще — было деление понятий пол (то, что относится к биологическим характеристикам) и гендер (то, что относится к социальным характеристикам). Позже данная теоретическая дихотомия в методологии гендерных исследований видоизменилась: в частности, стало утверждаться, что пол, подобно гендеру, должен рассматриваться в большей степени как социально сконструированный, чем биологически данный.
Различный исторический опыт мужчин и женщин обусловил то, что женщины осваивали причинность в мире целостно и интуитивно, а мужчины развивали логический, линейный и разумный способ мышления. Иногда это объясняется как результат разделения функций головного мозга. Человеческие цивилизации с мужским доминированием были чрезвычайно творческими и разнообразными. Однако это разнообразие и творчество сейчас стало разрушительным и угрожающим человеческому виду, а поэтому требует переосмысления. Вместе с тем и аргументы об исключительности женского опыта как основы новых тенденций познания являются проблематичными, особенно с позиций постмодернистских перспектив.
Экофеминизм, с одной стороны, разделяет с постмодернизмом эпистемологическую критику западного дуализма как познавательной основы модернизации в науке и технологии, с другой — критикует его за недостаточное обращение к вопросам биологии и к природе, которые поднимаются экофеминизмом. Отдавая онтологическое предпочтение культурной борьбе внутри человеческого сообщества, или более точно внутри языка и культуры, постмодернистский феминизм не может поднять вопрос об отношении между человечеством и природой. Он сконценрирован на человеке и отдает приоритет радикальной конструктивистской перспективе. И вместе с тем в теории экофеминизма приветствуется критика постмодернизмом «единого субъекта» и дуалистической логики эпохи Просвещения, а также позитивная разработка концепций множественности, Другого, которые способствуют деконструкции патриархатного символического мира и дают шанс для поиска новых тенденций взаимодействия общества и природы. Делая акцент на женщинах и женском опыте, экофеминизм имплицитно и эксплицитно принимает перспективу этой точки зрения.[/vc_column_text][vc_column_text] Основные концепции и направления экофеминизма
Либеральный, культурный и социальный экофеминизмы озабочены ухудшением взаимоотношений между обществом и природой, но каждый по-своему оценивает методологические основания и практические перспективы экофеминизма.
Либеральный экофеминизм считает опасным утверждение о том, что биологическое разделение по половому признаку и социальное разделение людей по гендерному признаку связано с природными, биологическими особенностями мужчин и женщин.
Культурный экофеминизм соединяет сконцентрированные вокруг женщин ценности (материнство, воспитание, забота) и прославление женщин. Представительницы этого направления заявляют, что они могут обнаружить специфическую женскую духовность путем провозглашения ценности старых форм мудрости.
Социальный экофеминизм, основывается на признании экономического неравенства и вытекающей из него системы доминирования в обществе. Доминирование над природой и женщиной возникает в обществе и, следовательно, также в обществе должно это разрешаться.
[/vc_column_text][vc_column_text]
Перспективы экофеминизма
В настоящее время растет признание необходимости участия женщин в принятии решений по вопросам охраны окружающей среды через доступ к информационным ресурсам и образованию, особенно в области науки, техники и экономики. По всему миру реализуется множество проектов, направленных на экологизацию сознания женщин: пример — немецкий проект «Девочки за экологически чистую Европу», поощряющий и поддерживающий девочек, желающих работать в области экологии, и семинары в Иране по вопросам участия сельских женщин в природоохранных мероприятиях. Так Конго, Мали и Молдова входят в число стран, реализующих программы обучения с целью повышения экологического самосознания женщин и передаче им ноу-хау по технологиям и приемам ведения сельского хозяйства.
Иордания приступила к обучению сельских женщин правильному применению сельскохозяйственных удобрений и пестицидов, а также использованию современных методов ирригации. В Китае в ежегодной кампании «8 Марта – День озеленения» участвуют примерно 100 миллионов женщин. Основными задачами этой кампании являются восстановление лесов, создание защитных лесополос и сохранение водоемов. При поддержке Канадского Бюро по международному развитию Ямайка приступила к осуществлению проекта «Деревья для завтрашнего дня», целью которого является привлечение женщин к участию в программах по защите лесов и земельных угодий. В Индии Детский фонд ООН оказывает поддержку проекту по обеспечению водоснабжением населенных пунктов, в рамках которого проводится обучение женщин работе на насосных станциях и обращению с ручными насосами.
Остаётся только надеяться, что гендерный и экологический компоненты войдут как в программы повышения квалификации а также в образовательные программы. Таким образом, общество продвинуться на пути к устойчивому развитию.[/vc_column_text][vc_separator color=»grey»][vc_column_text]
«Данная публикация подготовлена при поддержке Европейского Союза. Содержание данной публикации является предметом ответственности «Усмонова Султонжона» и не отражает точку зрения Европейского Союза»
[/vc_column_text][/vc_column][/vc_row]
Нет комментариев