Чем больше женщин занимают руководящие посты в крупных компаниях, тем выше прибыль этих компаний, — утверждает американское консалтинговое агентство Catalyst. Это некоммерческая организация, цель которой — расширение деловых возможностей женщин. Этот вывод вдохновил HR-специалиста голландско-английской компании Elsevier, уроженку Таджикистана Рано Бурханову на творчество, и она уже несколько лет учит женщин по всему миру навыкам лидерства.
О том, в чем преимущество женщин-руководителей, и нужны ли они нашему региону, Рано рассказала «Открытой Азии онлайн».
В голландском офисе Elsevier я работаю с 2014 года. До Нидерландов были Нью-Йорк и Филадельфия, где я также занималась развитием потенциала сотрудников компании. Еще раньше работала в швейцарском офисе компании Medtronic. А вообще мой путь на Запад начался в далеком 1996 году, когда я попала в Америку по программе «FLEX», затем поступила в DePauw University, получила степень специалиста по психологии и экономике. В 2004 году я стала магистром Cornell Univeristy в области Human Resources.
Так получилось, что с 15 лет я живу вдали от своей семьи и родины. Мой отец – инженер, мама занимается проблемами экологии и гражданскими инициативами в Таджикистане. Они – мой надежный тыл, и, думаю, их поддержка, вера в меня сыграли главную роль в том, что у меня получилось построить карьеру в совершенно чужой стране, без связей и знакомств.
В чем преимущества женщины-руководителя? Все достаточно логично и банально: дамы лучше могут слушать, сострадать и принимают обдуманные решения, потому что сохранение накопленного – это часть ответственности женщины. То есть, по природе своей она – хранительница очага, и к компании относится так же, как к своей семье. Кроме того, женщины более внимательны к мелочам и, следовательно, лучше разбираются в своих сотрудниках.
Впрочем, я не могу рассматривать профессиональные качества сотрудников только с точки зрения половой принадлежности. В любом случае, важны опыт и профессионализм. В мои задачи как HR-специалиста входит не только развитие навыков лидерства среди женской части компании. Мы занимаемся развитием потенциала всех своих сотрудников.
С проблемами эмигрантов я знакома не понаслышке – сама ведь из Душанбе, а работаю в Амстердаме. Мой опыт и понимание этого вопроса позволили открыть направление для адаптации приезжих специалистов к реалиям Нидерландов. Мы говорим с ними о голландской культуре и традициях, преподаем язык. Они быстрее адаптируются к новым условиям и приносят компании больше пользы.
Среди слушателей этой программы выходцев из Центральной Азии я пока не встречала, но было много приезжих из России и Украины. На мой взгляд, мы до сих пор мало чем отличаемся друг от друга. И россияне, и украинцы имеют большой успех на Западе. Значит, и наши так могут! Просто, на мой взгляд, иногда люди из ЦА чересчур скромны и совершенно неоправданно не верят в свои силы.
Финансовая выгода, которую приносят женщины-руководители, это даже не самое главное. Главное, что женщина проводит со своим ребенком много времени и формирует его характер. Так вот, если мать успешна и образованна, то ее дети становятся такими же. Если смотреть шире, то таким образом повышается потенциал всей страны.
Совмещать успешную карьеру и крепкую семью даме сложно. Но это должно быть не только головной болью женщины, но и мужчин вокруг. Супруг должен ее поддерживать, работодатель – входить в ее положение: например, давать возможность уйти из офиса раньше, если это требуется, позволить вести работу из дома и т.п. Наша компания такие условия предоставляет, поэтому я могу совмещать одно с другим.
Я не феминистка, потому что не считаю, что мне нужно отстаивать свои права и бороться за них. Мои родители никогда не соревновались между собой, оба занимали руководящие посты, поддерживали и уважали друг друга. По такому же принципу я построила свою жизнь, и мне мой пол никогда и ни в чем не мешал. Феминистские движения для меня, пожалуй, немного экстремальны.
Главная ошибка женщин, которые получают пост руководителя, — в том, что зачастую они пытаются быть похожими на мужчин. По опыту знаю, что такие мужские качества, как агрессивность или напористость, женщины стараются проявить еще ярче. Я понимаю, что это поведение – самозащита, потому что женщины в руководстве компаний все еще в меньшинстве, но этот путь в никуда.
Если женщины из нашего региона (и не только женщины) попадают на Запад и становятся хорошими специалистами, то они вне конкуренции. И все потому, что отличаются доброжелательностью и отзывчивостью. У меня была начальница-американка, которая часто меня критиковала из-за того, что я слишком мягкая и чересчур вежливо общаюсь с сотрудниками, много улыбаюсь. Она хотела, чтобы я была жестче и даже агрессивнее. Но потом она увидела, что именно благодаря дружелюбию у меня высокие результаты работы. Тогда она согласилась с тем, что мой стиль работы совсем не плох.
Гендерное неравенство в руководстве характерно не только для нашего региона. На Западе этот вопрос также актуален. Например, женщины занимают пост гендиректора менее чем в 20 из 1000 крупнейших компаний США. И это при том, что половина менеджеров и специалистов – женщины, как и 51% всех работающих граждан.
Западным компаниям, особенно крупным, не хватает искренности. Простой человеческой искренности. В Таджикистане этого качества в избытке, и оно помогает мне в работе. Думаю, что в Центральной Азии постепенно женщины тоже будут появляться на ответственных постах. Это глобальная тенденция, и мы от этого никуда не денемся. Тем более, что это экономически выгодно. И чем быстрее наши женщины возьмут на себя такую ответственность, тем лучше для наших стран.
На постсоветском пространстве женщины-руководители до сих пор вызывают некоторый скептицизм. Люди привыкли к мнению, что настоящий лидер – это все-таки мужчина. А как вы считаете, кто лучший руководитель: женщина или мужчина?
Источник: http://theopenasia.net
Нет комментариев