На последней неделе сентября жителям Москвы представили две известные картины, выпущенные «Таджикфильмом» — «Я встретил девушку» и «Судьба поэта».
В Москве в Третьяковской галерее прошел показ двух советских картин, снятых на киностудии «Таджикфильм» учениками Сергея Эйзенштейна.
Знаменитый фильм Рафаэля Перельштейна «Я встретил девушку» был продемонстрирован в кинозале Третьяковской галереи, а через неделю, зрителям предоставили уникальную возможность насладиться на широком экране красочной кинолентой «Судьба поэта» Бориса Кимягарова.
На показах присутствовали, в частности, известный кинодокументалист и общественный деятель, народный артист Таджикской ССР Давлатназар Худоназаров, а также дочь режиссера Рафаэля Перельштейна, Эмма Малая.
«Я встретил девушку» Рафаэля Перельштейна: солнце, песни и любовь
Культовая кинолента «Я встретил девушку» была снята в 1957 известным советским и таджикским режиссером Рафаэлем Перельштейном и стала первым цветным фильмом, выпущенным студией «Таджикфильм».
В Москве картину представила дочь автора фильма, художник по костюмам, старший научный сотрудник Музея кино Эмма Малая.
По ее словам, период работы над картиной, съемки которой проходили в Таджикистане, стал для ее отца крайне важным этапом и был связан с самыми светлыми переживаниями.
«Этому фильму как-то все благоприятствовало. Очень быстро собралась команда из Москвы, чудесный композитор Андрей Бабаев, отличный оператор Яков Кулиш. Другая часть группы — сотрудники «Таджикфильма»… Это было чудесное время. Казалось, что все поют и танцуют», — рассказала Эмма Малая.
Тогда, в 50-е, фильм ознаменовал собой оттепель таджикского кинематографа, своеобразную таджикскую новую волну. Задорная и легкая лирическая музыкальная комедия сразу же покорила советский прокат, выделяясь на фоне тяжелых и серьезных революционно-пропагандистских произведений.
Песня из фильма, которую исполнил советский азербайджанский эстрадный и оперный певец Рашид Бейбутов, до сих пор является одним из самых популярных советских шлягеров. Стихи для нее написал советский народный таджикский поэт Мирзо Турсун-заде.
Главная героиня фильма — девушка Лола (Роза Акобирова), обладает необычайно красивым голосом. Ей светит главная роль в музыкальном спектакле местного дома культуры. Но суровый отец запирает красавицу в четырех стенах.
Симпатичные персонажи полюбились зрителям, а игравшие их актеры прославились на весь СССР. Кстати, недавно в Душанбе скончалась исполнительница одной из ролей, актриса Саодат Джураева.
В киноленте было задействовано много самодеятельных коллективов и ансамблей, для которых участие в съемках стало ступенью в дальнейшей жизни.
Эмма Малая поинтересовалась у публики, как фильм воспринимается современными молодыми зрителями.
«Интересно было бы узнать, как картина смотрится сейчас. Изменилась жизнь в Таджикистане, поменялись модели поведения… Фильм был снят очень давно — но устарел ли он?» — задалась вопросом Малая.
После фильма «Я встретил девушку» Перельштейн снял на «Таджикфильме» еще одну киноленту — «Человек меняет кожу» (1959) по произведению польского писателя Бруно Ясенского. Однако, по словам Малой, это был уже совершенно другой опыт, тяжелый и изнуряющий: после него режиссер серьезно заболел и больше уже ничего не снимал.
Эмма Рафаэльевна выразила благодарность всем, кто сегодня интересуется творчеством режиссера и не забывает его.
Она отметила, что, к сожалению, на данный момент российские зрители практически не знакомы с таджикским кинематографом.
«Сейчас никто не приезжает, или мы не видим. Современные московские зрители уже и забыли, что в Таджикистане есть искусство», — констатировала Малая.
Тем не менее, дочь знаменитого режиссера выразила надежду на то, что культурные связи между Таджикистаном и Россией будут развиваться.
«Судьба поэта» Бориса Кимягарова: трагические отголоски вечности Рудаки
Картина «Судьба поэта» — фильм совершенно иной направленности.
Борис Кимягаров, режиссер киноленты, посвященной 1100-летию средневекового персидского поэта Абу Абдулло Рудаки, считается основоположником исторического и эпического жанра в таджикском кино.
«Он старался проникнуть в глубину культуры Таджикистана — это совершенно очевидно… Для этого надо было обладать и энергией, и влиянием», — отметил известный советско-таджикский кинодокументалист и оператор Давлатназар Худоназаров, посетивший показ.
Премьера фильма по сценарию известного таджикского писателя Сатыма Улуг-Зода состоялась в Душанбе в июне 1959; в сентябре того же года фильм был показан в Москве.
В основе сюжета — трагическая судьба Рудаки, который жил и творил при дворе эмира Насра II.
По сценарию, поэт (Марат Арипов) полюбил рабыню военачальника Сахль бен Мансура (Мухаммеджан Касымов), Нигину (Нозукмо Шомансурова). Злодей соглашается отдать рабыню, однако жестоко обманывает Рудаки и убивает ее. После смерти Насра II по приказу его наследника несчастного поэта ослепляют, однако он продолжает сочинять стихи, надиктовывая их своим ученикам.
Фильм наводит на размышления о влиянии Рудаки на культуру Таджикистана. Так, Давлатназар Худоназаров отметил объединяющую роль творчества великого поэта.
«Я вот, например, почувствовал себя внутри таджиком не по паспорту, а когда стал читать стихи Лоика. Я читал на таджикском языке нечто, что мне было близко по душе. Лоик — прямое продолжение Рудаки», — рассказал режиссер.
Худоназаров подчеркнул, что тысяча лет по меркам поэзии — совсем небольшой срок. Также он отметил, что «поэт принадлежит тем, кто его читает», независимо от национальности.
Режиссер выделил несколько знаковых таджикских литературных произведений, которые экранизировал Борис Кимягаров. Среди них — «Дохунда» (1956) — революционно-исторический фильм по произведению основоположника таджикской советской литературы Садриддина Айни, — а также «Сказание о Рустаме» (1971) — экранизация эпической поэмы Фирдоуси «Шахнаме», повествующей о подвигах легендарного древнеиранского богатыря.
«Судьба поэта» получила первую премию и медаль «Золотой Орёл» на 2-м кинофестивале стран Азии и Африки в Каире (1960), а также почётный диплом на Всесоюзном кинофестивале в Минске.
Источник: Спутник Таджикистана
Нет комментариев