Коллекционирование кукол является одновременно приятным времяпрепровождением и страстью для людей всех возрастов во всем мире. Люди приобретают куклы по многим причинам. Некоторые люди покупают коллекционные куклы для своей личной коллекции. Другие покупают их, чтобы потом перепродать в антикварный магазин с выгодой для себя. Наконец, некоторые очень состоятельные люди имеют возможность покупать уникальные коллекционные куклы как игрушки своих детей. Бесспорно, что большинство кукол, которые считаются предметом коллекционирования, имеет большую материальную ценность, кроме того, что некоторые из них очень красивы. В течение различных исторических периодов для изготовления кукол использовались различные материалы, переходя от древесины и папье-маше к металлу, фарфору и более современным материалам. Поэтому, относительно мало значения придается материалам, которые использовались при создании определенной коллекционной куклы. Материал не столь существенен, как другие факторы. Но для некоторых коллекционеров тип материала, из которого сделана кукла, определяет их статус. Знание истории создания кукол важным аспектом для начинающего коллекционера.
Первые человекообразные фигурки появились вместе с человеком, тогда они олицетворяли богов. Но священные предметы, попадая в детские руки, превращались в кукол. У народов на примитивной стадии развития куклы изготавливались из простых материалов. Это мог быть кусочек кости, дерева или корня, кукурузный початок, который девочки нянчили как детей.
Древнейшие куклы, выполненные мастерами, датируются 20 в. до н.э. они были найдены в Египте. Эти куклы вырезаны из тонких кусочков дерева и покрыты геометрическими рисунками, означающими одежду. Парики выполнены из ниток унизанных деревянными и глиняными бусами и закреплены на голове куклы воском.
Но впервые изготовление кукол выделилось в отдельное ремесло в Древней Греции в 5-4 в. до н.э. Большинство греческих кукол было сделано из терракоты, в переводе с греческого – обожженная глина. Конечности крепились веревкой или проволокой. Город Сордис, выгодно расположенный на торговом пути в Персию, был известным центром игрушек. Девочки играли в кукол, пока не выходили замуж. Во время свадебной церемонии гречанки отдавали своих кукол со всей их одеждой в подарок Гере, Артемиде или Афродите.
Очень популярным товаром были куклы на рынке Древнего Рима. Из саркофага императрицы Марии, жены императора Гонориуса (384-423 г.н.э.),была извлечена великолепная кукла из слоновой кости.
В 18-19 вв. производились куклы известные на весь мир своей изысканностью и долговечностью. Существовало множество типажей кукол – важные барыни и гусары, кормилицы с младенцами, чинно кланяющиеся франты и барышни и многие другие. Куклам давали меткие названия – прозвища по какой либо примете. Например, Талиями звались куклы, имевшие тонкую изящную фигурку, длинные платья из желтой и розовой марли, блестящие клеенчатые башмачки – все в кукле выдавало облик модной горожанки. Яркая матрешка, известная всему миру, стала со временем кукольным символом России
В 1800-х годах в Европе появился состав из деревянной крошки и бумаги (композит), из которого делали кукол или только их тела. Производители добавляли в этот состав пепел, яичную скорлупу и еще какие-то неизвестные компоненты, храня свои рецепты в глубокой тайне. Эти смеси прессовались под давлением, и были гораздо дешевле и удобнее в производстве, чем дерево. Тогда же весьма популярным материалом стал папье-маше — смесь бумаги с песком, цементом и мукой. Все это позволило, наконец, осуществить переход к фабричному производству кукол.
Фарфор начали использовать лишь в начале XIX столетия. Обожженный «бисквитный» неглазированный фарфор, имеющий текстуру, более похожую на человеческую кожу, быстро потеснил тонкий китайский. Германия, Франция и Дания наладили выпуск кукол с головами из «бисквита» — неглазированного фарфора, а в 1860-х годах в его состав стали добавлять краску. А кукольники Англии в это время делали акцент на разнообразии материалов: кожа, каучук, папье-маше, ткани.
В 1880-х мир сходил с ума от французской куклы-ребенка с головой из неглазированного фарфора «Bebe Jumeau» — очаровательной малышки с огромными глазами и толстенькими ножками. Bebe, появившаяся на свет в 1850-ых, резко отличалась от своих предшественниц тем, что впервые изображала маленькую девочку, и позволяла своим хозяйкам играть и ухаживать за ней, как за ребенком. Для них издавались специальные журналы, в которых публиковались выкройки нарядов для Bebe, сумочек и шляп, ботиночек и различных аксессуаров. По желанию юных покупательниц их подопечные даже заговорили: фабриканты встраивали в их тела специальные звуковые механизмы.
Хотя французские куклы создавались прекрасными мастерами, в серьезную конкуренцию с ними вступили фабриканты из Германии. Немецкие куклы из неглазированного фарфора стали весьма популярными, потому что они не были столь дорогими, как французские. Кроме того, немцы умели находить новые лица и характеры. Так, компания Камер и Рейнхардт (Kammer & Reinhardt), производившая кукол из неглазированного фарфора в 1900-х годах, наладила выпуск так называемых реалистических кукол.
Особая тема в кукольной истории — тряпичные куклы, которые чаще всего делались дома мамами для своих детей. На коммерческую основу выпуск таких кукол поставили в 1850-х годах англичане и американцы . Кстати, в Америке кукольное производство не было развито вплоть до окончания Гражданской войны в 1860-х.
После Второй мировой войны изготовители кукол начали активно экспериментировать с пластмассами — гораздо более долговечными, чем композит или папье-маше. В 1950-1960-х в дело пошли каучук, резина, винил. Натуральные материалы сменили синтетические, но старинные антикварные куклы сегодня только растут в цене, а многие современные фабриканты и художники, которые стремятся сделать своих кукол предметами коллекционирования, используют традиционные натуральные материалы прошлого.
Источник: http://vision7.ru/
Нет комментариев